Эссе

Учитель прикасается к вечности

doc Эссе (203 Загрузки)
MS Word документ (52Кб)

По дороге из Ростова в Обливскую везет детей школьный автобус. Еду в нем и я, Ивахненко Евгений Александрович, учитель музыки Обливской средней школы № 2. После насыщенного радостными событиями и эмоциями дня школьники, наконец-таки, угомонились. А я смотрю на мелькающие в окне машины, уходящее за горизонт солнце.
Вот и уходит в вечность еще один день. Солнечный диск падает за горизонт так медленно, словно и не хочет уходить. Солнце будто читает мои мысли: «Я не хочу, чтобы заканчивался этот день, который принес нам победу в конкурсе школьных хоров области». А впрочем, пусть уходит. Сколько таких дней было в прошлом и будет еще впереди?! Мне вспоминаются слова известной песни:

«…Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь…»

Вот из таких мгновений и складывается моя жизнь, жизнь учителя: день за днем, урок за уроком, успех за успехом и так до бесконечности… В этом и заключается уникальность профессии учителя. Ведь эта профессия вне моды и времени.
А что значит «вне времени»? Профессия «учитель» вечна, и учитель каким-то образом прикасается к вечности?
Учитель имеет счастье каждый день общаться с детьми, жить в ритме молодости и заряжаться энергией юности. Значит, учитель вечно молод душой?!
Каждый из нас перенимал бесценный опыт у своих учителей, теперь передает его своим ученикам, а они в свою очередь своим… Учитель хочет увидеть результат своей работы через неделю, месяц, год… Но никто не знает, когда это произойдет.
Я считаю, что каждый урок музыки – это своеобразное музыкально-педагогическое произведение, ориентированное на учащихся. Для меня каждый мой ученик — это уникальная личность с собственным видением мира, со своими способностями, возможностями и чувствами. Каждый мой класс – это сообщество личностей, сообщество голосов. И порой бывает невероятно трудно найти оптимальный баланс, положительное сочетание личностей и голосов. И вот тогда мне приходят на помощь мудрые советы моих наставников. Значит, учитель – это ниточка, связывающая поколения?!
На уроке, как и в спектакле, существуют: пролог, завязка, развитие действия … последействие. Что уносят ученики с урока? Большая загадка… Секрет последействия в том и заключается, что настоящий урок никогда не заканчивается со звонком, а лишь начинает свои процессы внутри сознания каждого его участника.
Главная цель моей работы – раскрытие творческой индивидуальности ученика. Моя задача, как учителя, помочь выявить, развить и найти применение детским способностям. Ведь кроме предметных талантов у них может существовать множество других замечательных качеств: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие.
Возможно, мои ученики достигнут новых высот в искусстве или спорте, станут известными политиками или просто будут великими в глазах своих детей, главное, что вы сделали все возможное, чтобы помочь им добиться этого. Значит, учитель – режиссер, помогающий создать основу сценария развития творческой индивидуальности?!
Время ставит перед педагогом новые вопросы, и каждое новое поколение не похоже на предыдущее. Неизбежно меняется общество, вместе с ним меняется школа и, конечно же, учитель. Если учитель, как дирижёр, виртуозно владеет своей профессией, то его ученики, как музыканты в оркестре, в полной мере смогут раскрыть свои таланты.
Сама музыка заставляет постоянно искать в ней новые грани содержания, пути к её пониманию. И преподавание в школе – увлекательное занятие, наше совместное с детьми постижение великой тайны музыки и гармонии жизни. Значит, как учитель, я имею возможность прикасаться к музыке – одной из вечных ценностей, какими богато человечество?!
Всем знакомо высказывание Леонардо да Винчи: «Плох тот ученик, который не превосходит своего учителя». На мой взгляд, это выражение можно понимать по-разному.
С одной стороны, ученик воспринимает учителя как идеал (во всяком случае, что касается знаний). Тогда целью ученика становится достижение уровня учителя. У такого ученика велика вероятность остановиться в своем развитии.
С другой стороны, хороший учитель никогда сам не останавливается на достигнутом, постоянно развивается и является примером для своих учеников. И тогда ученик не просто должен, а обязан превзойти своего учителя.
Примеры из истории подтверждают, что грамотный учитель сам подтолкнет ученика к стремлению вперед, позволит шагнуть в будущее. Так, В.А. Жуковский стал для А.С. Пушкина не просто учителем, но и наставником, помощником и верным другом, который всячески поддерживал его на протяжении всего поэтического и жизненного пути. Прочитав целиком «Руслана и Людмилу», Жуковский заявил, что ученик превзошел своего учителя. Василий Андреевич остался верен «победившему его ученику» и после смерти последнего позаботился о его семье и литературном наследии.
Другим примером, более близким для меня, служит Максимилиан Штейнберг – учитель Дмитрия Шостаковича. М.Штейнберга практически никто не помнит, в то время как в 1920-1940 годы его собственные сочинения с успехом исполнялись и издавались не только в СССР, но и за его пределами. Но зато многие знают, что его ученик, Дмитрий Шостакович, к 1940 году уже являлся признанным классиком.
Великолепные ученые, писатели, музыканты прославляют не только себя, но и своего учителя. Такие учителя практически бессмертны, они живут в своих учениках. Именно о таких педагогах слагают песни и пишут книги, именно их прославляют в веках. Очень хочется, чтобы каждому человеку в жизни встретился свой Учитель…
Я горжусь тем, что и мои ученики добиваются успехов на музыкальном поприще! Одни стали педагогами-наставниками в музыкальных образовательных учреждениях, другие – посвятили себя работе в учреждениях культуры. Особая гордость – ученики, проявившие свой музыкальный талант на известных московских студиях звукозаписи. А кто бы мог подумать, что «не блещущий знаниями» по некоторым предметам своенравный мальчишка будет покорять подмостки Академического оперного театра?!
Значит, мне удается открыть детям двери не только в сложный мир музыки, но и в будущую профессию, в жизнь?! Ведь учитель живёт в своих учениках, в их поступках и мыслях. В этом — его творчество и его доля бессмертия.
И тогда становится понятным смысл одной древней легенды. Когда родился первый учитель на Земле, к его колыбели спустились три берегини. И сказала первая: «Ты будешь вечно молод, потому что с тобой всегда будут дети». И сказала вторая: «Ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания, чем дарить своё сердце детям». И сказала третья: «Ты будешь бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках!».
Сегодня я продолжаю работать в школе. Сегодняшние дети очень развиты и требовательны: если им нравится то, что преподает учитель, то они с интересом занимаются. Но если интереса нет, если урок для детей скучный, а материал изложен заунывно – жди непонимания, отторжения.
Как сделать так, чтобы музыка для детей была живым и интересным предметом, а не становилась скучной и сухой дисциплиной? Работая над созданием урока, всегда помню о том, что программа по музыке дает лишь общее направление моей работе.
Урок, который я провел по какой-то определенной теме в прошлом году, нельзя проводить в той же форме сегодня. За год многое может измениться. В уроке музыки важна новизна, современность и злободневность. В замысле урока должно быть учтено сегодняшнее положение музыкальной культуры. Для этого стараюсь всегда быть в курсе музыкальных событий в мире, стране, регионе.
Восточная мудрость гласит: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». Поэтому непрерывно стараюсь заниматься своим самообразованием.
Я – счастливый, потому что занимаюсь любимым делом и вижу реальный результат. Когда десятки детских глаз смотрят на меня, затаив дыхание, когда задают мне такие вопросы, на которые невозможно ответить без подготовки, — тогда мои ученики меня слышат, понимают, они хотят знать многое. Они любят музыку, как люблю ее я.
Я живу школой! Переступив порог, я забываю о своих личных проблемах, печалях. Школьный хор, внеурочная деятельность, праздники, концерты, утренники, посиделки, сочинение стихов и музыки… Одним словом – работа, работа, работа…
Пройдет не один десяток лет, и моим ученикам придется решать проблемы страны и всей планеты. Каким будет их мир? Смогут ли они сделать его прекрасным? Я уверен – смогут! Ведь им вручать его следующим поколениям Земли – и этот процесс бесконечный.